Фотографии использовала те, которые имелись на различных сайтах, но есть и мои фотографии, прошу не судить строго, я только учусь....
Итак, начинаем....
Основные законы фотокомпозиции:
Изображение воспринимается как единое и неделимое целое. В совершенной композиции все настолько уместно, что ничего нельзя убрать или, наоборот, прибавить без ущерба для целого. Главная черта закона целостности – неделимость композиции достигается через нахождение основной идеи, которая объединяет в единое целое все изобразительные элементы снимка. Другая черта или свойство закона целостности - необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Исходя из замысла, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенные детали. Но, центров внимания может быть несколько, хотя среди них тоже есть своя «иерархия».
Закон «единство формы и содержания» - соответствие и подчиненность всех художественных средств композиции идейному замыслу – соответствие формы содержанию.
Форма, взятая сама по себе, или какой-то принцип ее организованности, рассматриваемый отвлеченно от содержания, - скажем «симметричность», «динамичность» и т.п. – никакой ценностью не обладает. Эстетическая ценность фотографии определяется отношением формы к своему содержанию.
4. Закон лаконизма - максимальное обобщение и предельно краткое выражение творческого замысла, что способствует художественной выразительности снимка.
Из одного снимка можно порой (с помощью кадрирования) сделать несколько хороших фотографий, но из фотографического шедевра по закону лаконизма можно получить только один. Это значит, что в такой фотографии уже ничего нельзя убрать или добавить.
5. Закон новизны. Новизна имеет отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным решениям. И действительно, интересный фотоснимок отличается неожиданностью решения, ощущением впервые созданного и увиденного, сильным эстетическим зарядом. Но встречаются часто фотографии, посмотрев на которые чувствуешь, будто где-то их уже видел. Их нельзя отнести к настоящим произведениям искусства. В основе их всегда лежит шаблон, штамп, схема или компиляция. Но новизна не должна быть в творчестве самоцелью, ибо это приведет к формотворчеству и к эстетскому «выпендрежу». Очень важно в фотографическом творчестве развивать способность находить в обыденном необычное, новое.
Каждый вид искусства имеет свой язык, несет художественную информацию через свою систему знаков. В фотографии такими изобразительными знаками являются:
Фотографируя природу, важно уметь передать перспективу - то есть глубину пространства. Снимок ведь сам по себе - плоский (двухмерный), а живем мы с вами в трехмерном мире, где присутствует высота, ширина и глубина пространства. Передать ощущение «трехмерности» изображения можно с помощью линейной, тональной и воздушной перспективы, а также заслоном (перекрытием объектов).
Тональная перспектива основана на том, что удаленные от нас предметы и объекты выглядят более светлыми, а находящиеся ближе – темными.
Это можно наблюдать не только в пейзажной съемке. Например, в натюрморте тональная перспектива усиливает ощущение глубины изображения из-за притемненного переднего плана и более высветленного фона. Тона предметов, постепенно ослабевающие в силе по мере удаления или усиливающиеся по мере приближения, создают впечатление глубины пространства.
Одним из вариантов тональной перспективы является воздушная перспектива. Воздух по своему составу неоднороден. В нем присутствует много пыли и влаги, которые рассеивают свет. Чем дальше в глубину расположены объекты, тем больше и гуще воздушная среда и, соответственно, тем менее четко и ясно мы их воспринимаем. По мере удаления контурная резкость, т.е. четкость и ясность очертаний предметов и объектов уменьшается, а контраст изображения и насыщенность цветов смягчаются.
"Золотое сечение"- расположение основных компонентов кадра в особых точках- зрительных центрах. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины
Пересекающиеся (диагональные) линии - одно из проявлений правила "Золотого сечения" в фотографии. Основная идея - заставить глаз двигаться в определенном направлении. Начальную точку линии желательно располагать в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол лучшая стартовая точка, так как большинство людей начинает рассматривать изображение с этого угла. Возможны и другие расположения линий, лишь бы они были четко выражены.
Выделение объекта - можно произвести настроив объектив на малую глубину резкости. Использование открытой диафрагмы позволяет выделить главный объект и размыть второстепенные.
Выделение контрастом- при разглядывании фотографии взгляд, как правило сосредотачивается на наиболее, контрастных местах, и это может быть использовано для привлечения внимания к определенным местам. В цветной фотографии такую же роль играет цветовой контраст, повысить цветовой контраст может помочь поляризационный фильтр.
Фотография строится на контрасте теплых и холодных цветов. Сила цвета увеличивается от сочетания его с контрастным (дополнительным) цветом, например: красного с зеленым, синего с оранжевым, желтого с фиолетовым и т.д.
Мои фотографии
Этот снимок я сделала в три часа дня, но так как фотографировала в сторону солнца, получилась такая контрастная фотография, ощущение вечера....
Обрамление объекта. Интересный эффект дает использование обрамления объекта, чем либо ( объект снятый через арку, съемка из пещеры и т.д.).
моя фотография (елочка в дереве):
Выделение светом - позволяет выделить желаемый объект, на фоне остальных менее освещенных. Экспонометрический замер необходимо делать по освещенному участку.
Следует избегать прямых линий, выходящих за пределы кадра, так как они делят кадр на части или по крайней мере располагать их так, чтобы они не делили кадр на равные части. Так же желательно, чтобы в конце линий находился какой-либо предмет, чтобы взгляд не выходил за пределы кадра.Точку схождения параллельных линий в перспективе лучше располагать вне центра кадра. Часто используется прием использования вводящих линий - это линии которые берут начало в одном из нижних углов снимка и ведут к его смысловому центру, обычно расположенном в точке "золотого сечения". Такую линию можно найти практически в любом сюжете: тропинка, продолговатый предмет, линии разделения тонов или цвета.
Диагональные построения придают динамику снимку. В этом случае основные линии композиции наклонны и поэтому неустойчивы.Впереди движущегося предмета необходимо оставлять больше пространства, чем позади него.
Тональность фотографии произвордит эмоциональное впечатление на зрителя. Темные тональности - тени, черный цвет - часто ассоциируются с ночью, кажутся таинственными. Светлые тональности - белый цвет и оттенки светло-серого - ассоциируются с солнечным светом и повышенным настроением.
Правило «равновесия» или «симметрии» - в черно/белой фотографии элементы изображения, расположенные в разных частях кадра, соответствуют друг другу по объему или тону.
В цветном изображении симметрия возникает не по равенству объемов. Например, маленький элемент изображения на одной части кадра, окрашенный в красный цвет, может уравновесить большие объемы на другой части кадра. Равновесие может быть не только объемным или тональным, но смысловым, психологическим.
Еще один пример равновесия снимка. Нижняя его часть заполнена тяжелыми фигурами темного тона, верхняя - легка и воздушна.
- Ритм (закономерное чередование больших и малых форм, линий, цветовых и тоновых пятен и др.)
Моя фотография "Окна":
А это просто моя учебна фотография, снимок как раз делался для отражения ритма (фонари и машины):
Правило «формата» - преобладание в кадре вертикальных или горизонтальных линий требует и соответственного формата.
Правило «точки съемки» - точка съемки влияет на эмоциональное восприятие снимка: наиболее спокойное состояние достигается съемкой с уровня глаз. Верхняя или нижняя точки (ракурс) съемки вносят в изображение элемент напряженности. Линия горизонта, если она присутствует в кадре, не должна проходить через центр снимка, иначе он окажется разделенным пополам, и глазу долго придется выбирать, на какой половине остановиться и сосредоточиться.
Правило «свободного пространства» - перед движущими предметами и объектами, а также в том направлении, куда обращен взгляд человека, следует оставлять свободное пространство.
10 комментариев:
Спасибо любимая! Оооооооооооооо!!! Честно скажу, с первого раза, поняла далеко не всё, ооочень далеко, но я смогу! Сейчас уже ночь, буду завтра на свежую голову перечитывать, переваривать, а потом, ещё тебя вопросами мучать!
;-)))
Тань, чем смогу - тем помогу. В смысле, на вопросы по возможности отвечу....А то что сможешь- так это безусловно!
Ой, Натуль, сколько полезной информации!!! Спасибо, дорогая!!!
Все себе сохранила - буду изучать ;)
Спасибо!
А я вообще ничего не поняла! :((
(шепотом: а Сашка моя - левша и читает справа налево, и смотрит также и никак не могу ее переубедить %)))
Девочки, то что я написала- это идеальная картинка. То, на чем основана съемка, может быть даже, профессиональная съемка. Это, я для повышения нашего кругозора опубликовала. Главное, не особо заморачиваться, а снимать то, что нравится. Я в основном стараюсь применить: "золотое сечение", деагональ, 1/3, выдление объекта. Это при специальной съемке, например архитекутры или природы. При съемке детей- уж как получится.... По равновесию фотографии - самой сложно применять, это надо быть профессионалом уже. И потом, девочки, для съемке портретов, натюрмортов, игрушек существует еще отдельная специфика....Что конкретно интересует? Напишите, я поищу....
Замечательный и очень полезный урок! :)
Бусь, спасибо!! :)
Наташа, ооочень полезная статья, спасибо за информацию к размышлению. здорово!
Пошла все себе сохранять и назову я эту книгу "Уроки фотографии от Буси". А еще по секрету, Настюша теперь хочет уже быть не художником, а фотографом. Натуся, спасибо!
Молодец Настюшка! Я б тоже с большим удовольствием стала фотографом, чем юристом....Ксюш, это ты громко назвала , что от меня уроки! Я ж просто в кучку собрала с разных сайтов....
Отправить комментарий